На солнечной энергии вокруг Земли

Вокруг земли

Вокруг Земли на энергии Солнца – звучит фантастически, но в эпоху развития возобновляемой энергетики это, оказывается, вполне реально. В технопарке «Сколково» представили уникальный проект «Альбатрос», в рамках которого будет создан самолет с электрической силовой установкой, способный на солнечной энергии совершить беспосадочный полет вокруг Земли. Первый такой полет запланирован на 2020 г.

Для постройки самолета уже создана первая в мире летающая лаборатория в области фотовольтаики – метода выработки электроэнергии путем использования солнечных элементов для преобразования солнечной энергии в электрическую. Во время полетов в различных климатических зонах России эта лаборатория соберет уникальные данные о работе солнечных модулей и гибридной силовой установки на основе суперконденсаторов и литий-ионных батарей.

«Полет на энергии Солнца – амбициозная задача, на пути к которой мы разработаем целый комплекс технологических решений. И первая в мире летающая лаборатория в области фотовольтаики – важнейший этап в этом процессе. С ее помощью мы сможем точно рассчитать, сколько энергии будет собирать летательный аппарат в зависимости от его положения по отношению к солнцу, в разных широтах и в разное время суток, в разных условиях подстилающей поверхности. Системного ответа на этот вопрос пока нет. Чтобы спроектировать самолет правильно, нужно иметь расчетную базу. Именно для этого и необходима летающая лаборатория», – рассказал руководитель проекта, председатель советов директоров АО «РОТЕК» и ООО «ТЭЭМП» Михаил Лифшиц.

В рамках данного проекта резидент «Сколково» – компания «ТЭЭМП» разработала гибкие солнечные модули и гибридную силовую установку, основанную на литий-ионных аккумуляторах и суперконденсаторах собственного производства. Как отметил генеральный директор ТЭЭМП Сергей Курилов, гибкие солнечные модули с КПД больше 22 % способны улавливать как прямой, так и отраженный солнечный свет. Именно такими модулями оснащена летающая лаборатория.

«Кроме того, мы проводим испытания высокоэффективных гибридных накопителей энергии на основе литий-ионных аккумуляторов и суперконденсаторов ТЭЭМП. В результате получим технологии создания электрического силового агрегата для различных применений – от автономной авиации до робототехники», – уточнил он.

Летающая лаборатория, представленная в «Сколково», создана на платформе самолета Stemme-S12 и имеет следующие характеристики: максимальная взлетная масса – 900 кг; размах крыльев – 25 м; площадь крыльев – 19,95 кв. метра; максимальная скорость – 259 км / ч.

Гибкие солнечные модули установлены на верхней и нижней поверхностях крыла, крышках шасси и верхней части фюзеляжа летающей лаборатории. На воздушном судне также размещен суперконденсаторный накопитель энергии, который защищает литий-ионные аккумуляторы от повышенных нагрузок, преждевременного износа и теплового разгона. В качестве тестового потребителя в кокпите установлен электрический обогреватель, который позволяет поддерживать комфортную температуру внутри самолета при длительных полетах на больших высотах.

Команда проекта уже приступила к эскизному проектированию самолета для кругосветного перелета. Определены основные параметры полета: он пройдет на высоте 12- – 14 км, средняя скорость составит 210 км / ч. Самолет преодолеет 35 тыс. км за 150 часов – пролетит над территориями Австралии, Новой Зеландии, Чили, Аргентины, Бразилии и Южно-Африканской республики. 80 % полета будет проходить над акваториями Тихого, Атлантического и Индийского океанов.

Пилотом самолета, который совершит рекордный полет вокруг Земли, станет известный российский путешественник Федор Конюхов, ранее облетевший Землю на воздушном шаре. По его словам, кругосветный перелет – непростая задача даже для опытного пилота, однако он всегда открыт к экспериментам и понимает важность полета на энергии Солнца.

«Мы планируем провести испытательные полеты в Подмосковье, Приэльбрусье, других регионах России, что позволит мне получить необходимый опыт пилотирования и провести испытания техники», – сказал путешественник.

Авторы проекты уверены, что его успешная реализация станет стимулом для развития новой авиации, основанной на электрических системах движения, а разработанные в ходе проекта технологии позволят создать, в том числе и автономные летательные аппараты («атмосферные спутники»). Они могут применяться для организации сетей связи, высококачественной съемки земной поверхности, мониторинга лесов, сельскохозяйственных земель, трубопроводных систем и других объектов инфраструктуры.

Компания «Мастер» © 2018